Эстетика новых фотокамер
Евгений Титов
Статья из журнала Фотография № 1 1992 год.
Служба дизайна на КМЗ была создана в начале 60-х годов, и её развитие совпало с началом проводившейся в стране экономической реформы. Тогда впервые за послевоенные годы открыто заговорили о рыночной экономике и законах рынка. Дизайн и законы рынка тесно связаны друг с другом, так как в основу дизайн-проектирования закладывается информация о рынке в самом широком смысле. Естественно, что развитие дизайна на КМЗ было обусловлено отношением к рынку. Вместе с тем выход фотоаппаратуры на внешний рынок обеспечил развитие службы дизайна. Основу отдела составляет большая группа высококвалифицированных дизайнеров. За их плечами многочисленные художественно-конструкторские проекты не только в области фото- и киноаппаратостроения, но и по другим видам техники: по медицинской фото- и кинорегистрационной технике, по научной аппаратуре (электронной микроскопии, скоростной фоторегистрирующей технике и рентгеновским микроанализаторам), а также специальной аппаратуре.
В области фотоаппаратостроения долгое время первостепенное значение придавалось не дизайну, а надёжности и точности механики камер, высокому качеству оптики. Требования к дизайну ограничивались качеством отделки, окраской и фактурой декоративных покрытий, графических надписей, знаков, внедрением новых покрытий, отработкой технологий и т.п.
Жёсткие технологические требования при реализации этого подхода дали свои плоды, но сделали на долгие годы практически невозможным радикальное вторжение дизайна в традиционные массовые камеры. В то же время дизайнеры могли реализовывать свои идеи на новых моделях, например «ЗЕНИТ-Д», «ЗЕНИТ-15» и «18», «ЗЕНИТ-автомат», «ЗЕНИТ-АП», «Горизонт-202» и др. Идеи, заложенные в них, были плодотворны.
Мы входим в рынок «с головой». Многое меняется. Требования к дизайну фотоаппарата существенно расширились, и задача службы заключается в том, чтобы на новейшей конструкторско-технологической базе и материалах создавать камеры по эргономике, пластике, отделке и композиционным решениям внешнего вида на самом высоком, мировом уровне.
В весьма короткие сроки появилась камера «ЗЕНИТ-122». Она сохранила все качества своих предшественников, работавших на всех мыслимых и немыслимых режимах на Северном и Южном полюсах, в Гималаях, на Памире и т.д., приобрела не только ряд новых технических достоинств, но и достаточно современный вид и улучшенные эргономические свойства. При этом камера также надёжно служит и зарубежным потребителям.
Сегодня дизайнеры и конструкторы работают над новым поколением фотоаппаратов «ЗЕНИТ», и мы надеемся реализовать их на базе современных концепций с перспективой в будущем. Новые модели должны удовлетворить самые высокие эстетические и эргономические потребности фотолюбителей. Проектирование ведётся на конкурсной основе, двумя независимыми друг от друга авторскими коллективами. На такой основе ведётся работа над новыми линейками зеркальных малоформатных камер с условным названием «ЗЕНИТ-2000» и 35-мм компакт-камерами.
Перспективная модель фотоаппарата «ЗЕНИТ» (ЗЕНИТ-4000)
Дизайнерами выполнено также множество проектов кофров, футляров для фотоаппаратов и объективов, фирменных ремней, упаковки изделий, отвечающих требованиям современного фирменного стиля. Мы испытали огромное удовольствие, обеспечивая разработку и изготовление набора специальных чехлов, кофров и сумок для фотокинооператора трансарктической экспедиции В. Леденёва. Работа с ним над проектом, а он, безусловно, соавтор этого проекта, дала великолепный результат — хороший внешний вид, высокое качество, рациональность, надёжность, удобство в эксплуатации и защищённость техники на протяжении всего похода внесли лепту в успех дела. В целом за последние два года работа дизайн-службы характеризуется более активной творческой деятельностью специалистов.
Комплект футляров и чехлов для фотокинотехники, эксплуатируемой в сложных климатических условиях, разработки члена Союза дизайнеров Е. Рыбниковой
Сегодня практически каждый дизайнер — автор многочисленных художественно-конструкторских проектов и не только фотоаппаратуры, но и изделий, выпускаемых нашим объединением. Это товары народного потребления, рекламно-сувенирная продукция, изделия бытового назначения, оргтехника, оригинальные виды футляров и упаковки.
Создан ряд проектов, направленных на сохранение экологической среды, связанных с более эффективным использованием вторичных ресурсов. Художественно-конструкторскими проектами на эту тему было показано, что из вторичных ресурсов можно изготовить самые разнообразные, полезные людям, обществу товары (светильники, лупы, ручки, фурнитура, брелки и прочее). Сегодня время больших надежд и открывающихся возможностей:
— свободный выход на внешний рынок;
— происходит переосмысление проблем в области дизайна на всех уровнях производства;
— сокращаются сроки реализации проектов новых изделий;
— расширяются возможности для реализации новых художественно-конструкторских решений на базе привлечения средств информатики, новых технологий и материалов.
Примечания:
Источник:
Журнал «Фотография» № 1, 1992 год (бывшее «Советское фото»). Номер журнала был посвящен 50-летнему юбилею Красногорского механического завода.
Ссылки по теме:
Архивы: ЗЕНИТы-12
Архивы: ЗЕНИТы-Аx
Архивы: Горизонты
Чтобы камеры были красивыми — заметка в заводской газете «Советский патриот» 1969 года.
|