На рынок — с мини-фотокамерой
готов выйти КМЗ в ближайшее время
Статья 1993 года из заводской газеты Советский Патриот
Цех 029 до недавнего времени был подразделением на заводе закрытым — во всяком случае для нас, журналистов. Мы знали только о том, что здесь изготавливают специальную технику для правоохранительных органов 1). В последние годы о цехе 029 стали говорить больше — не так давно ему было поручено производство изделий медтехники.
А вот ещё новый факт. Уже несколько раз продукцию цеха 029 — мини-фотокамеры — КМЗ возил на международные выставки, фотосалоны и готов выйти с ними не только на внутренний, но и на внешний рынок.
— Если характеризовать всю нашу продукцию, — говорит начальник цеха 029 Александр Фёдорович Даценко, — то её можно разделить на три направления. Во-первых, это наблюдательная техника — панкратические объективы с возможностью фиксации изображения 2). Во-вторых, фотоаппаратура различных модификаций. В-третьих, репродукционная техника — специальные приборы, осуществляющие микрофильмирование документации на фотоплёнку.
Помимо традиционных изделий, в последние годы мы занимаемся разработкой и производством камер для медицинской техники — семейство «Зеница», «Офорт».
Цех 029 — механосборочный. Он отличается тем, что здесь производство построено по замкнутому циклу. Практически полностью камеры делаются в цехе — и механика, и сборка — за исключением объективов, которые поставляет цех 028, и ряда специальных (штампованных, пластмассовых) деталей.
Коллектив небольшой — все участки и службы цеха насчитывают чуть больше ста человек. Интересно то, что на сборочном участке отказались от принципа конвейера — по мнению начальника цеха, его применение здесь нецелесообразно. Поскольку собирают здесь мини-камеры (по размеру — как пачка сигарет, иногда даже меньше), то от сборщиков требуется работа чуть ли не ювелирная. Усидчивость, кропотливость нужны здесь не менее, чем опыт и мастерство. Конечно, это работа более трудоемкая, чем на сборке стандартных «Зенитов» в фотосборочном цехе.
— Именно поэтому, — рассказывает А. Даценко, — мы стараемся создать для рабочих максимально удобные условия труда. Увеличили до возможного максимума расстояние между рабочими местами, следим и за соблюдением нормальных условий труда, и за тем, чтобы в коллективе не нарушался нормальный микроклимат.
Сборку камеры осуществляет один рабочий от начала до конца, за исключением двух-трёх операций. Сборщик по сути является автором камеры и несёт полную ответственность за качество своей продукции. Рекламации в цех поступают крайне редко, но в таком случае легко найти, кто допустил брак.
В цехе достаточно много молодых лиц — принимают на работу выпускников школ и сами здесь же в цехе учат. Не торопятся уходить и пенсионеры. Руководство цеха их не гонит — все они, как правило, квалифицированнейшие специалисты, и кроме того, цех сполна нагружен, портфель заказов полон, поэтому рабочие руки нужны, а на механическом участке рабочих сейчас недостаёт.
Что касается мини-фотоаппаратуры, то она постоянно модернизируется. Эта техника уникальная — аппараты производят съёмку по принципу скрытой камеры. Как и стандартные «Зениты», их миниатюрных «собратьев» выпускают сейчас и с полуавтоматическим режимом 3), и полностью автоматическими. Прекрасно зарекомендовала себя в мини-камерах электроника.
Репродукционная техника представлена в цехе прибором «Непер». Эти приборы имеют устойчивый спрос, правда, производят их небольшими партиями — около 10 штук в месяц.
Медицинская техника — новое направление в работе. Несколько лет назад цеху была поручена сборка приборов «Зеница» нескольких модификаций. Напомним: «Зеница» является частью стационарного медицинского аппарата для проведения иридодиагностики 4). Аппараты производит Загорский оптико-механический завод и именно туда отправлял наш завод «Зеницы». Однако в последнее время они практически сняты с производства — Загорский завод оказался неплатёжеспособен.
Однако у нас на заводе за это время появились свои интересные разработки 5). Прошёл испытания новый прибор, также предназначенный для иридодиагностики, но не стационарный, а переносной, портативный. Пациенту нет необходимости ехать в больницу, записываться на приём и ждать обследования. Снимок новым прибором можно сделать, скажем, на Камчатке, передать его по современным каналам связи в Москву, здесь специалисты его расшифруют и поставят диагноз. «Офорт-2» — так назвали новый прибор — уже прошёл испытания не только на заводе, но и в Министерстве здравоохранения России 6). Отзывы медиков — самые лучшие. По всей видимости, в ближайшее время «Офорт» можно будет запускать в серию.
— Каждый год мы запускаем в серию два-три новых изделия, — говорит начальник цеха 029. — Ещё один из примеров — аппарат ночной съёмки «Журналист», который наш завод делает совместно с ЗОМЗом. Однако сейчас рассматриваются предложения о том, чтобы полностью взять производство этого прибора на КМЗ. Первая партия камер для ночной съёмки готовится к отправке заказчику.
— Как вы оцениваете перспективы рынка вашей продукции? — задаю вопрос начальнику цеха.
— «Офорт», как я уже отметил, получил прекрасные отзывы медиков, скорее всего на приборы будет спрос — особенно у медицинских кооперативов 7). Не залеживаются на складе репродукционные аппараты — здесь мы удовлетворяем спрос. Что касается фототехники, то заказы на неё в последние годы растут.
Это не удивительно. Как рассказал мне старший представитель заказчика в цехе 029 Ю. Бурдаков, мини-фототехника, как правило, предназначена для выполнения специальных задач. Основные требования, которые к ней предъявляются — миниатюрность, обеспечивающая проведение скрытой съёмки, и высокая надёжность.
— Такие камеры незаменимы в условиях роста криминогенной обстановки, они успешно применяются также в горячих точках — отмечает Ю. Бурдаков. — Вспомните, сколько было случаев, когда журналистов с фото- и кинокамерами убивали, брали заложниками. Скрытая съёмка позволяет собрать неопровержимые факты, найти преступников, зачинщиков национальных распрей. Рост спроса на данную технику сейчас объясняется и тем, что во всех республиках бывшего Союза создаются свои службы охраны порядка, безопасности, — а КМЗ является монополистом в производстве мини-фотокамер.
На внешнем рынке у таких камер есть конкуренты — миниатюрные фотоаппараты выпускают американские, японские, немецкие фирмы. Наши аппараты по классу ближе всего к немецкому «Фотороботу» 8). На международных выставках мини-камеры КМЗ вызывали определённый интерес, но до подписания контрактов дело ещё не дошло, и чтобы завоевать внешний рынок, конечно же, потребуется время 9). Во всяком случае наиболее интересные образцы продукции в цехе хранятся в специальных футлярах с надписью «выставка» — до следующего фотосалона...
С. Алексеева
Примечания:
Источник:
Заводская газета «Патриот» № 13 (4210) 22.02.1993 г.
1) — Специальная фототехника, изготовлявшаяся на КМЗ, использовалась органами госбезопасности, но никогда не предназначалась для нужд служб внешней разведки.
2) — Наблюдательные длиннофокусные, в том числе — панкратические, приборы с возможностью фиксации изображения — один из старейших видов техники, серийно производимых предприятием ещё с военных времен (с 1943 года).
3) — Исправлено, было стилистически ошибочное: «в полуавтоматическом режиме».
4) — «Зеницы» предназначались для проведения съёмки глазного дна, но могли использоваться и для иридодиагностики.
Иридодиагностика — постановка диагноза по радужной оболочке глаза — относится к альтернативной медицине и является набором весьма спорных и противоречащих друг другу методик, не признаваемых большинством ученых-медиков, считающих иридодиагностику псевдонаучной дисциплиной. Однако, официальная медицина достаточно лояльно относится к иридодиагностике, т.к. сам процесс диагностирования — неинвазивен и безвреден, а полученные диагнозы — носят предварительный характер и могут служить только в качестве дополнения к другим методам медицинских исследований.
5) — Для иридодиагностического видеокомплекса на КМЗ была разработана только подставка-фиксатор головы с камерным штативом, все остальные составляющие прибора — покупные.
6) — В самом Министерстве здравоохранения никаких испытаний медицинской техники никогда не проводилось. Речь может идти только о выдаче соответствующей комиссией Министерства разрешения на проведение испытаний и утверждения их результатов с дальнейшим занесением испытанного оборудования в перечень допущенного к применению в медицинских учреждениях.
7) — Так как иридодиагностика находится вне традиционной медицины, то для проведения исследований не требуется ни специального разрешения (лицензии), ни, соответственно, специального медицинского образования персонала. Та же ситуация — и в зарубежных странах. Именно поэтому и ожидался особый спрос от «медицинских кооперативов». Здесь следует заметить, что для получения предприятием прибыли выпуск подобной аппаратуры — был вполне оправдан, но для решения реальных задач здравоохранения он, в лучшем случае, являлся пустой растратой сил и средств.
8) — Имеются в виду фотоаппараты «Robot».
9) — Определённую заинтересованность в мини-камерах производства КМЗ проявило только австрийское «Ломографическое общество», но произошло это тогда, когда выпуск мини-фотоаппаратов был уже прекращён.
Ссылки по теме:
Медицинские фотоаппараты МТ
Фотоснайперы
«Зенит» на ладони — статья из заводской газеты, июль 1993 года
|