Старт взят
Статья 1959 года из журнала «Советское фото».
Вл. Ишимов
1670 тысяч фотокамер в год
На совещании в Красногорске
|
Фото В. Степанова
|
Нужна автоматизация
Зайдите в любой фотомагазин, постойте там час-другой — этого будет достаточно, чтобы убедиться, какой размах получило за последние годы фотолюбительство. Снимают рабочие и писатели, актеры и колхозники, учителя, врачи, художники! Снимает стар и млад. И можно сказать, что все они вкупе с профессионалами создают коллективный портрет нашей великой, неповторимой и удивительной эпохи.
И им есть чем снимать — наша фотопромышленность щедро снабжает многочисленную армию фотографов. В этом году будет произведено 1670 тысяч фотоаппаратов — в десять раз больше, чем в 1940 году.
В чём же достоинства и недостатки этой аппаратуры? Как идёт работа на предприятиях, создающих советские камеры? Каковы планы фотоаппаратостроителей?
Чтобы выяснить это, мы решили отправиться на подмосковный завод, который делает всем известные «Зоркий», «Зенит-С» и новинку — зеркальную камеру «Старт».
|
При входе на завод
...Автобус после сорокаминутного пробега берёт вправо и, круто развернувшись, останавливается. Красногорск...
Впервые придя в незнакомый дом, судишь о его хозяине прежде всего по прихожей — чисто в ней или захламлено, светло или темно.
Так и в Красногорске. Едва сойдёшь с автобуса, как оказываешься в чистеньком, тихом городке с прямыми заасфальтированными, затенёнными густой зеленью улицами. Идёшь к заводу, словно лесной просекой, городским бульваром и думаешь, что этот город достойно представляет предприятие с таким тонким и точным производством. Поэтому уже как вполне естественное продолжение аккуратных кварталов воспринимаешь открывающиеся перед тобою огромные, светлые, с широкими, высотой в этаж, окнами заводские корпуса.
В проходной, ожидая пропуска, оказываемся свидетелями следующего разговора:
— Я из двадцать девятого магазина, с площади Пря́микова 1), — говорит вахтёру тёмноволосая девушка в красном пальто. — Мы получили от вас письмо с предложением вернуть на завод все непроданные аппараты «Старт» первого выпуска. Вот я и привезла. Куда нужно сдать?..
Занятно! В чём тут дело?
Мы задали этот же вопрос гостеприимным хозяевам уже на заводе, по дороге в цех, где собирается «Старт».
— Да, — ответили нам, — действительно, первый блин, как говорят, получился комом. Серьёзные дефекты мы обнаружили уже после того, как аппараты поступили в торговую сеть. Виновникам, конечно, досталось как следует. Разослали письма в магазины с предложением вернуть аппараты для обмена на доброкачественные. Те фотолюбители, которые всё-таки купили дефектные камеры, должны обратиться в гарантийные мастерские. Там уже есть наше указание. Зато новая серия — без сучка и задоринки.
|
Установка рабочего расстояния камеры
|
Пятьсот пятьдесят
И вот мы в сборочном. Сюда стекаются из механических, литейных, гальванопластических цехов готовые детали. Сюда поступает и объектив «Гелиос-44». Именно в этом цехе всё соединяется вместе в умном порядке, превращаясь в точный оптико-механический прибор — сверкающий лаком и хромировкой фотоаппарат.
В сборочном — тишина, только щёлкает очередная испытываемая на оптическом приборе камера. Длинные столы. За ними — люди в белых халатах. Здесь трудятся механики очень высокой квалификации. Сборка производится поточным методом. 2)
У полиграфистов есть понятие «выходные данные» — краткие сведения о книге, напечатанные на её последней странице. Если бы такие выходные данные были приняты в промышленности, на камере «Старт» нужно было бы прежде всего выгравировать число «550»: она состоит именно из такого количества металлических и оптических деталей. И все они группируются в нескольких «узлах»».
Превращение отдельных деталей в фотоаппарат и начинается с поузловой сборки.
Бригадир ведёт нас вдоль одной из линий потока.
— Вот видите: здесь собирается крышка с механизмом. Мы называем её верхнее плато. А здесь — самый сложный узел, шторный затвор. Он состоит из 250 деталей, от него требуется чёткость и надёжность в работе, ведь он даёт выдержку до одной тысячной секунды!
Следующий узел — блокировка, механизм зеркала. Затем — автоспуск и синхроконтакт. И наконец — окончательная сборка воедино всех узлов. Аппарат готов. Дальше — проверка.
Подходим к испытательному стенду. Он чем-то напоминает миниатюрную театральную сцену. Перед работницей, как на «рампе», укреплён фотоаппарата, рядом с ним — длинная трубка коллиматора, оптического прибора, имитирующего бесконечно удалённый объект. И аппарат, и коллиматор направлены в глубь «сцены», на ярко освещённый «задник кулис», где укреплены пять испытательных шрифтовых таблиц — мир. Их фотографируют, и по проявленной плёнке определяют разрешающую способность объектива, проверяют, не перекошена ли плоскость изображения, правильно ли нанесена шкала расстояний. На этом заканчивается первый этап юстировки. Последующий этап заключается в установке на дистанционном коллиматоре рабочего расстояния камеры. Потом заключительный контроль — проверка работы всех механизмов и чистоты отделки.
|
Отливка корпуса
|
Сборка механизма
|
Оксидирование деталей в электролитической ванне
|
«Гран-при»
Сложен и трудоёмок процесс превращения оптического стекла в линзы, выверенные точнейшим образом, а комплекта линз — в фотообъектив.
На специальном оборудовании происходит предварительная обработка линз. Их «доводят» на особых оптических станках, проверяют, склеивают и просветляют. Мы невольно зажмурились, увидев множество сверкающих яркими солнечными бликами линз. В цехе объективов нам показали, как вставляются линзы в оправу и как затем оправа соединяется с корпусом диафрагмы, как опытный мастер, проверив центровку и разрешающую способность объектива, окончательно закрепляет его в оправе.
Несколько минут мы следили за филигранной работой сборщиков диафрагмы. Это тончайшее дело — ведь все детали её обладают вторым классом точности! Не прошли мы и мимо механического гравёра, наносившего на корпус диафрагмы штрихи — шкалу глубины резкости.
— «Гелиос-44», — любезно пояснил сопровождавший нас инженер, — имеет светосилу 1:2. Это позволяет фотографировать при малой освещённости. Объектив снабжён автоматической 3) установкой диафрагмы. У него много преимуществ сравнительно с другими объективами к зеркалкам. Недаром он в числе других сменных объективов к «Старту» получил высшую награду Брюссельской выставки — золотую медаль «Гран-при»! 4)
Контролёр ещё раз осматривает сверкающий полировкой «Гелиос-44» перед установкой его в камеру. Вы можете смело покупать «Старт» — вам не придётся возвращать его в магазин или бежать в гарантийную мастерскую.
Его собирали те, кто внимателен и требователен к своей работе, кто не боится сам сознаться в допущенных ошибках, смело вскрывает и исправляет их, кто всегда думает о потребителе.
«Старт» родился в 1959 году. Именно с него завод начинает считать часы и дни семилетнего плана 5).
|
Фотографирование щита с мирами
|
Аппараты, которых ещё нет
Итак, «Старт» — это старт семилетки нашей фотопромышленности. В каком направлении станет она развиваться? Какие идеи занимают конструкторов и технологов?
Участники технического совещания заводов фотоаппаратуры, созванного в Красногорске в мае текущего года, приняли обязательство: выпустить в 1959 году 9 новых моделей, разработать и изготовить опытные образцы 11 новых моделей фотоаппаратов и 12 новых видов фотопринадлежностей, освоить 8 новых фотообъективов.
Какими же будут эти новые фотоаппараты? Что за принципы лягут в основу их конструкции?
Эти и ряд других вопросов обсуждались — и довольно бурно! — на совещании в Красногорске.
Как мы уже говорили, наши заводы производят различные модели фотоаппаратов. И в то же время мы ещё не выпускаем некоторых видов аппаратов, в которых наш потребитель испытывает острую нужду.
Так, для научно-технических целей нужен не малоформатный аппарат, а специальная камера 9×12. А её промышленность до сих пор не выпускает. Фотокорреспонденты требуют от промышленности простую и удобную в работе репортёрскую камеру. Многие испытывают острую необходимость в двухобъективной зеркальной камере высокого класса, в аппаратах, работающих на 16-миллиметровой плёнке. До сих пор слишком робко конструируются и осваиваются полуавтоматические аппараты, где фотоэлектрический экспонометр связан непосредственно с затвором. Немало фотолюбителей интересуются аппаратами с центральным затвором.
|
Шторка в нокауте?
В длительной борьбе, которую вёл за рубежом центральный затвор с затвором шторным, победу, по всей видимости, одержал первый. Из трёхсот моделей аппаратов со шторными затворами остались лишь «Лейка», «Контакс», однообъективная зеркальная западногерманская камера и несколько камер ГДР.
Почему это произошло?
Первый удар шторному затвору нанесло широкое распространение импульсной лампы: она прекрасно сочетается с центральным затвором и плохо — со шторным.
Вторым ударом оказалось введение световых значений — связать индекс диафрагмы с индексом выдержки при шторном затворе чрезвычайно трудно.
Полуавтоматическое управление экспозицией явилось третьим, самым сильным ударом. Шторный затвор был сбит с ног.
Нокаут?
Нет, сопротивление продолжается. Этот упрямец шторный затвор обладает большим преимуществом — позволяет вам легко менять оптику. В свою очередь он сам перешёл в наступление.
И тогда... центральный затвор перестал... быть центральным! Он сменил свою резиденцию и разместился не между линзами объектива, а — позади него...
Таким образом, ясно: чтобы дать новый толчок развитию нашего фотоаппаратостроения, нам необходим хороший «центральный» затвор. Нужно создать специализированное производство этих затворов на одном из заводов точной механики, лучше всего — на каком-либо часовом заводе.
Мы должны иметь малогабаритные экспонометры высокой чувствительности, такие, которые удобно встраивать в фотоаппарат. Здесь тоже необходимо специальное производство на каком-нибудь электротехническом предприятии.
А как обстоит у нас дело с оптикой?
Большинство объективов, которые изготовляет советская фотопромышленность, вполне современны. Но есть в ряду отечественных объективов и пробелы, незаполненные места.
|
Склейка линз
|
Обработка линз
|
И здесь пластмасса!
По каким же направлениям станут работать конструкторы и заводы?
Широкоугольные объективы могут быть более светосильными, чем те, которые мы сейчас выпускаем. Здесь есть что делать оптикам.
Промышленность даст фотолюбителям универсальные объективы с фокусным расстоянием 45–50–60 мм, более резко рисующие.
Что касается длиннофокусных объективов, то конструкторы обещают создать не только зеркально-линзовые, пока ещё дорогие, но и линзовые, доступные широкому потребителю.
Один из путей удешевления объективов — использование в оптике пластмассы.
Ведь это большой соблазн — заменить линзы простых несклеенных объективов деталями из органического стекла.
Почему?
Да потому, что органическое стекло обладает рядом завидных качеств. Оно в два с половиной раза легче обычного стекла, его неизмеримо проще обрабатывать — в прессформе получается совершенно готовая деталь, которая не нуждается в «доводке». Поэтому из органического стекла нетрудно изготовить оптические детали сложной формы. Органическое стекло имеет хорошие оптические свойства и почти не боится удара.
Правда, у органического стекла есть и недостатки — оно мягко, его легко поцарапать, у него плохая теплостойкость — при температуре, близкой к +80 °C, органическое стекло теряет форму. Всё это, конечно ограничивает его применение в оптическом производстве.
Но «плюсы» перевешивают.
Вы вряд ли знаете, что, например, в аппарате «Салют» уже есть две детали из органического стекла — первые ласточки эры полимеров в фотооптике...
|
Гравировка шкалы глубины резкости
|
Изготовление оправы
|
Автоматизация
Механизация и автоматизация производства — таков лозунг дня, лозунг для всех отраслей нашей промышленности.
Фотоаппаратостроение — одно из тех производств, где автоматика наиболее важна: ведь для него характерны небольшая величина и высокая точность изделий, крупносерийность их выпуска.
В течение семилетки будет проведена широкая автоматизация и механизация фотопромышленности. Только в текущем году намечено перевести на поточный и конвейерный метод производство восьми изделий фотоаппаратуры.
Бо́льшая часть деталей фотокамер изготовляется на штампах. Поэтому особенно важно автоматизировать штамповочные цехи. Специалисты заводов вместе с учёными упорно занимаются решением этой проблемы.
|
Просветление линз
|
Проверка блока объектива
|
Кто виноват?
Наши отечественные фотокамеры — самые дешёвые в мире. И тем не менее работники торговли жалуются, что на базах и в торговой сети осталось непроданным большое количество аппаратов.
Один из сотрудников Главкультторга как-то сказал: зря, мол, фотоаппаратуру производят мощные государственные заводы — вот они и завалили рынок. Занималась бы этим промкооперация — куда было бы нам, продавцам, легче!
Быть может, действительно внутренний рынок перенасыщен фотоаппаратами и надо сокращать из производство и переходить, как кое-кто острит, на холодильники и сковородки?
Думается, что это не так!
В нашей стране насчитывается около десяти миллионов фотолюбителей. Но разве этого достаточно? Фотоаппарат должен стать насущной потребностью каждой советской семьи.
Прежде всего, вина за нынешнее положение лежит на торгующих организациях. Они не занимаются настоящей рекламой, не пропагандируют фотолюбительство среди населения, не приручают людей к тому, чтобы фотографировать стало привычкой и потребностью каждого. Посмотрите как торгуют фотокамерами во многих местах страны — чуть ли не вместе с селёдкой! Только в специализированных фотомагазинах продавцы — квалифицированные, понимающие и любящие фотографию люди. В большинстве же торговых «точек» продавец не знает ни достоинств, ни недостатков аппаратов и на вопрос, какую камеру выбрать, в лучшем случае сообщит, что «на вкус и цвет товарищей нет»!
Не понятно, почему при торговле фототоварами не применяется такой испытанный уже кое-где способ увеличения сбыта, как продажа в рассрочку?
Немаловажно и то обстоятельство, что далеко не каждый ещё имеет возможность дома устроить фотолабораторию. Почему бы руководителям отделов культуры при исполкомах местных советов не подумать о том, чтобы развернуть широкую сеть учреждений по обслуживанию фотолюбителей. 6) Не должно быть ни одного города, где человек не мог бы отдать плёнку, напечатать карточки, отремонтировать аппарат. При каждом клубе и дворце культуры можно и нужно создать фотокружки и лаборатории.
Очень большой вред приносит то, что далеко не всюду можно приобрести в достаточном ассортименте плёнку, бумагу, химикалии. Промышленность и торговля обязаны в кратчайшие срок изменить это положение. До тех пор, пока у людей не будет уверенности, что они всегда смогут купить всё, что нужно для съёмок, аппараты будут залеживаться на полках!
В большом долгу перед потребителями промышленность, производящая фотопринадлежности. Ну куда годится, когда к аппарату нельзя достать кассеты, сменную оптику, фильтры, бленды, хорошие увеличители! Фотоаппарат должен продаваться в комплекте со всем, что к нему необходимо.
И, наконец, ещё одно. Нам кажется неверным, что заводы вовсе устранены от установления цен на фотоаппараты и объективы. До сих пор все связи руководителей предприятий со сферой распределения заключаются в том, что они получают наряд и отвозят товар на торговую базу. На этом их миссия кончается. Непосредственно с потребителем и торговцем они не связаны, конъюнктуры рынка не изучают.
|
Сборка объектива
|
Советская марка
Недавно в одном из столичных фотомагазинов мне довелось быть свидетелем весьма показательной и, я бы сказал, символической сцены.
...К прилавку подошли трое смуглых, невысоких, худощавых мужчин. Сопровождающая их переводчица объяснила, что гости хотят купить аппарат — вон тот, «Смена», кажется?
Девушка-продавщица, подробно объяснив, как пользоваться камерой, вручила им аппараты.
— Кто вы, господа? Из какой страны? — поинтересовался я.
Иностранные гости переглянулись. Они, конечно, с удовольствием сообщат это советскому журналисту... Но — одна просьба: писать об этом не надо — возвратившись, они могут иметь, мягко говоря, неприятности. Напишите так: друзья из одной латиноамериканской страны.
— А почему в качестве сувенира купили в Москве именно фотоаппарат? — спросил я. — Чем он привлёк ваше внимание? Разве у вас на родине их нет?
— О, что вы, есть! Но там — американские аппараты. А мы хотим привезти домой советский. О, совьет!.. Экстра, класс!..
Прощаясь с гостями с далёкого континента, я ощутил дружеское пожатие их сильных рук и подумал: вот о чём нельзя забывать ни тем, кто делает наши фотокамеры, ни тем, кто их продаёт! Наши фотоаппараты — советские. И советская марка всегда должна быть лучшей в мире...
Примечания:
Источник:
Журнал «Советское фото», № 8, 1959 г.
Качество иллюстраций соответствует полиграфии.
1) — Ныне снова — Андроньевская площадь, с 1923 года по 1994 год носила имя комиссара ЧК Рогожско-Симоновского района Н.Н. Пря́микова. Расположена в Москве на территории Таганского района.
2) — Описанный далее в статье процесс сборки поточным не является.
3) — Здесь термин «автоматической» применён ошибочно. У объектива механизм нажимной диафрагмы.
4) — Объектив Гелиос-44 никак не был отмечен на Всемирной выставке Expo-58 в Брюсселе. Гран-при получили объективы: МР-2 Руссар, Мир-1, Таир-11, Таир-3, МТО-500 и МТО-1000. Две статьи об итогах Всемирной выставки — «Золотая медаль «Гран-при» и «Советские конструкторы проявили смелость и оригинальность» — были опубликованы в том же номере журнала «Советское фото», что и вышеприведенная статья.
5) — Семилетка — семилетний план развития народного хозяйства (1959–1965 гг.).
6) — Как показала история, отсутствие фотосервиса как раз было не просто «немаловажной» причиной, сдерживающей развитие фотолюбительства и спрос на фототехнику, а основной. Однако уровень предложений автора («руководителям отделов культуры при исполкомах местных советов») показывает, что на тот момент эта проблема совершенно не понималась.
Ссылки по теме:
«Фотоаппарат Старт» — заметка 1956 года.
Архивы: С технического совещания по фототехнике — статья 1959 года.
Архивы: Советскому фотоискусству — отличную технику — статья 1960 года о совещании в Центральном доме журналиста.
Архивы: Всемирная выставка Expo-58 в Брюсселе
Советские конструкторы проявили смелость и оригинальность — статья о дальномерном фотоаппарате «Комета».
|