«ЗЕНИТ»: предыстория
«История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить.»
Вячеслав Верховский
«ЗЕНИТ», опытный образец, Красногорск, 1950 год
Если представить графически выпуск Красногорским заводом семейств малоформатных зеркальных фотоаппаратов, то в итоге получится одна длинная прямая, сопровождаемая почти слитным рядом коротких отдельных чёрточек — более «продвинутых» моделей.
Первым из таких «продвинутых» был «СТАРТ», который выпускался с 1958 по 1964 год. Серийного продолжения эта линия могла иметь (были подготовлено несколько модификаций камеры), но не имела. «СТАРТ» конструктивно ещё базировался на «ЗЕНИТе», но последующие параллельные основному выпуску модели уже представляли собой совершенно иные конструкции. Фотоаппараты одного семейства «ЗЕНИТ-4», «ЗЕНИТ-5» и «ЗЕНИТ-6» стояли на конвейере следующие четыре года — до 1968 г. Многообещавший «ЗЕНИТ-7» — с 1968 по 1971 год. Через год вышел малосерийный «ЗЕНИТ-16», продержавшийся 6 лет. «ЗЕНИТ-19» с металлическим ламельным затвором производился дольше — с 1979 по 1987. Наиболее длительным был выпуск удачного «ЗЕНИТа-автомата» — с 1984 по 1994 год. «ЗЕНИТ-АПК» — это 1992–1998 годы. Последний фотоаппарат, «ЗЕНИТ-КМ», выпускался только три года — с 2001 по 2003.
Как мы видим, попыток создать иную базовую фотокамеру для основного производства было множество, но ни одна из них не стала результативной...
Основная же линия длится от самого первого «ЗЕНИТа» 1952 года и заканчивается «ЗЕНИТом-412LS» в 2005 году. Внешне за 53 года выпуска изменившаяся до неузнаваемости, изменённая и внутри, прошедшая несколько серьёзных модернизаций, но, по сути, оставшаяся той же фотокамерой.
Генезис конструкции «ЗЕНИТа» понятен: в конце 1940-х — начале 1950-х годов был взят дальномерный фотоаппарат «Зоркий», бывший «ФЭД», из которого был удалён дальномер и добавлены: пентапризма, фокусировочный экран и зеркало так называемого «залипающего» типа. Естественно, крепление объектива было выдвинуто вперед, чтобы освободить место для зеркала. Для его привода был добавлен простой рычаг с приводом от спусковой кнопки. Все остальные узлы и детали, включая сам затвор, механизм взвода и протяжки плёнки и т. д., которые могли остаться неизменными, остались точно такими же как и на «Зорком».
Без «Зоркого» не было бы «ЗЕНИТа». Это известный факт, но: всё ли известно? А, вот, собственно, как так могло случиться, что харьковский «ФЭД» (в свою очередь — копия довоенного фотоаппарата «Leica-II») вдруг стал производиться в Красногорске?
«ФЭД-Зоркий», серийный, Красногорск, 1948 год
Итак, начнём с начала, ну, почти с начала: к сентябрю 1941 года враг приблизился к Харькову и завод № 296 Наркомата авиационной промышленности начали готовить к эвакуации. 16 сентября выходит постановление ГКО (Государственного комитета обороны — высшего органа власти СССР военного времени) № 681 и ровно через месяц последний эшелон с заводским оборудованием уходит на восток. Местом назначения стал город Бердск под Новосибирском. Фотоаппараты заводом более не выпускаются. Предприятие переключается на военную продукцию — производство топливной аппаратуры, в частности — агрегата непосредственного впрыска топлива в авиационный двигатель. Продолжается уже ставший непрофильным выпуск военных оптических приборов и электроинструмента. Наличие на заводе трёх совершенно различных производств затрудняло технологический процесс и не обеспечивало дальнейшего нормального их развития... Примерно через год, 23 октября 1942 года ГКО своим постановлением № 2445 окончательно ставит все точки над «i» 1) — выводит оптико-механическое производство из состава завода имени Ф. Э. Дзержинского и передаёт его в ведение Наркомата вооружения СССР (НКВ). При этом некоторое количество специалистов-оптиков даже достаётся восстанавливаемому в Красногорске оптическому производству… Всё относящееся к производству фотоаппаратов «ФЭД» свозится на хранение на строящийся с 1937 года будущий Казанский оптико-механический завод, тогда № 237 НКВ. В котором в эвакуации работает большая часть ленинградского Государственного оптико-механического завода (ГОМЗ). К слову, директором объединённого завода был Андрей Фёдорович Соловьёв — будущий директор КМЗ (с 1950 по 1953 год).
Во время войны было особо не до производства товаров народного потребления, однако у Наркомата вооружения уже в 1944 году имелись планы по послевоенному восстановлению и развитию отрасли. И основное производство потребительской фотоаппаратуры должно было развернуться именно на новом оптико-механическом заводе в Казани, где помимо указанных «ФЭДов», планировалось начать выпуск и «трофейной» малоформатной фототехники.
Однако, когда ещё «не отгремели последние залпы» войны, один политический деятель, который тогда работал Председателем Совета Народных Комиссаров Украины, решил, что для восстановления престижа подведомственной ему республики как раз не хватает возобновления производства фотоаппаратов «ФЭД». Причём производство это надо почему-то разворачивать именно в столичном Киеве, а не восстанавливать в Харькове... И 13 февраля 1945 года написал наркому вооружения Д. Ф. Устинову соответствующий запрос-требование:
«...Прошу Вас дать указание заводу № 237 передать всю оснастку, приборы, незавершённое производство и документацию по фотоаппаратам «ФЭД» и приспособлениям к ним, согласно приёмо-сдаточных актов между заводом № 296 НКАП и заводом № 237 НКВ — Укропромсовету, который по нашему заданию организовывает производство фотоаппаратов в г. Киеве.
Прошу Вас также оказать содействие в оснащении производства фотоаппаратуры оптическим оборудованием и контрольно-измерительными приборами, выделив из заводов НКВ:
а) оборудование в количестве 23 единиц
б) контрольно-измерительные приборы в количестве 26 единиц...»
Указанный в письме «Укрпромсовет», был более известен своим названием по-украински: «Укрпромрада» — Українська рада промислової кооперації (Украинский совет промышленной кооперации).
Предложения главы СНК Украины были, мягко говоря, неконструктивны. Всё производство фототехники, как и остальное высокотехнологичное производство точной механики и оптики, было на тот момент сконцентрировано на предприятиях Наркомата вооружения СССР. Предлагалось же разрушить централизованную систему, создав некое местечковое украинское оптико-механическое предприятие, да ещё и в формате производственного кооператива... Хватило бы запрашиваемых 23 станков и 26 измерительных приборов для непростого производства фотоаппаратуры — мы не берёмся судить...
Желания руководителя Украины, безусловно, шли вразрез с государственной промышленной политикой. Тем не менее, руководство союзного наркомата не могло их проигнорировать и было вынуждено пойти навстречу украинцам... 2) Наркомат вооружения предложил компромиссное решение: в Киеве было решено восстановить производство на оставленных площадях эвакуированного в г. Воткинск киевского артиллерийского завода «Арсенал», № 393 НКВ, переставшего существовать как отдельное предприятие. В Удмуртии завод влился в завод № 235 Наркомата вооружений — Воткинский машиностроительный завод.
Кстати, начавший возрождение новый «Арсенал» получил в системе НКВ не «свой» номер, а номер 784. Дело в том, что прежний номер — 393 — достался восстановленному в 1942 году оптическому производству в Красногорске... Вот такая интересная связь.
Государственный комитет обороны одобрил совместное предложение НКВ и СНК УССР (подключили и Госплан) об организации в Киеве на «Арсенале» производства оптико-механических приборов. Правда, про фотоаппаратуру в постановлении № 7638 от 3 марта 1945 года ничего не говорилось, а только про, цитируем дословно: «нивеллиры технические и глухие, кипрегели с мензулами, оптические станки, призмы к прибору МК-4, пеленгаторы девиационные и алидады оптические». Планы же на фототехнику были озвучены в украинской печати:
«Мине декілька місяців, і звідси вийде у світ фотоапарат, на якому шукатимуть звичну марку «ФЕД», а знайдуть іншу — київську. А потім вийде ще один апарат, що буде останнім словом сучасної фототехніки і успішно змагатиметься щодо якості з «Лейцем» і «Контаксом» — так предвещал Борис Ямпольский в газете «Радянська Україна» 20 октября 1945 года (статья «Мирный Арсенал»).
Кстати, автор этой статьи — это, скорее всего, Борис Самойлович Ямпольский, известный советский журналист и прозаик. Вообще, все фигуранты нашей предыстории — довольно известные личности...
Какой фотоаппарат планировалось производить «потом», и который был бы «последним словом» тогдашней фототехники и «успешно бы боролся по качеству» с продукцией ведущих немецких фирм, увы, не сказано. Но мы попытаемся прояснить это скромное умолчание.
Пока же в Киев с Казани была передана лишь конструкторская документация на «ФЭД». И 22 декабря 1945 года директор новоиспечённого оптического завода — киевского «Арсенала» — докладывал начальнику 2-го Главного управления НКВ А. Е. Добровольскому что: «На фотоаппараты ФЭД оснастки завод не имеет. Первая партия в количестве 100 штук будет выпущена заводом примитивным способом, одновременно будет проводиться проверка разработанной технологии.» Только что организованному предприятию без опыта, специалистов, рабочих и должного набора оборудования, в послевоенных условиях, безусловно, было трудно начинать с «нуля» производство даже такой относительно простой камеры, как «ФЭД». Но судьбу выпуска в Киеве этого дальномерного фотоаппарата решили вовсе не эти проблемы...
После безоговорочной капитуляции страны-победительницы обязали Германию выплатить репарации — были изъяты золотовалютные запасы, зарубежная собственность, а также производились изъятия товаров и интеллектуальной собственности (в последнем более всех преуспели США). Союзники широко использовали и труд пленных, а также осуществляли демонтаж и вывоз промышленных объектов (на это как раз более был нацелен Советский Союз, пытавшийся хоть как-то возместить потери промышленности в разорённой войною западной части страны).
В течение двух лет советская сторона проводила два одновременных процесса: во-первых, демонтировалось и вывозилось промышленное оборудование — этим занимался Особый комитет ГКО (позже: Совета Министров СССР) под управлением Г. М. Маленкова. Но демонтаж вёл к сокращению производства в восточной части Германии, росту безработицы и уменьшению поступления в Союз репараций в виде крайне нужной готовой продукции. Восстановлением производства, вторым процессом, занималась Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Соответственно, СВАГ была против демонтажа...
Массовый вывоз оборудования, просто по счёту станков тех или иных типов, что указывалось в соответствующих постановлениях ГКО, не решал многого. Во-первых, оборудование портилось при транспортировке — и из-за плохой упаковки, и из-за воровства в пути (особенно при движении поездов через территорию Польши), из-за потерь при хранении на перевалочных станциях, из-за неподготовленных складов и так далее. Во-вторых, станки, даже скомплектованные в линии, — это не главное. Главное — люди. Специалисты, которые сумеют установить и наладить оборудование на месте назначения. Рабочие, которые далее сумеют на этом оборудовании эффективно работать. Но и им для работы нужны чертежи, разработанные технологические процессы, включая то, что сейчас называется «ноу-хау», квалифицированный инженерный контроль... Первая волна демонтажа заводов, «валом», по множеству свидетельств прошла фактически впустую, не принеся особой пользы. Вторая очередь была подготовлена много лучше. В Германии комплектовались конкретные производства, проверялась слаженность технологических линий выпуском опытных партий, и затем, вместе с немецким персоналом — «добровольно-принудительно», заводы перемещались в Союз.
Именно так в Йене (конкретнее: в Заальфельде — нем. Saalfeld, близ Йены) была подготовлена производственная линия по выпуску дальномерных фотоаппаратов «Contax II» и «Contax III». Предназначалась она для Волжского оптического завода — № 237 НКВ, будущего КОМЗ. Фотоаппарат должен был получить соответствующую заводу марку «Волга». Уточним только, что хотя фотоаппараты «Contax» производились немецкой компанией «Zeiss Ikon» в Дрездене (где сильнее были позиции противников демонтажа из СВАГ), все указанные выше работы велись в Йене и окрестностях, с центром в компании «Carl Zeiss» — материнской по отношению к дрезденской — где располагались соответствующие «оптические» структуры Особого комитета ГКО во главе с Александром Евгеньевичем Добровольским — начальником главного управления оптики и приборов Наркомата вооружения СССР.
Для ленинградского ГОМЗ (№ 349 НКВ) готовился двухобъективный зеркальный среднеформатный фотоаппарат «Voigtländer Brilliant» — переименованный в СССР сначала в «Комсомолец», а потом, после модернизации, ставший «Любителем». Для Красногорского завода готовились среднеформатные фотоаппараты производства Цейс-Икон: «Zeiss Nettar» (модель 516/2) — получившая название «Москва-1» и «Zeiss Super Ikonta» (вариант «C», модель 531/2) — получившая название «Москва-2».
Но если до Ленинграда и Красногорска предназначавшиеся им фотокамеры «доехали», то Казанский оптико-механический завод так и не стал производителем фотоаппаратов (в дальнейшем он выпускал 8-мм киноаппараты и объективы)...
Опять вмешались власти УССР...
«Kine Exakta» (экспортный вариант), серийный, Дрезден, 1937 год
В середине 1945 года у главы СНК республики появилась более перспективная идея, нежели развёртывание производства каких-то «ФЭДов» в Киеве. В Дрездене находилась фирма Ihagee, создавшая первую в мире (если не считать ленинградский «Спорт») однообъективную зеркальную камеру под 35-мм киноплёнку — «Kine Exakta» (серийный выпуск — с 1936 года). Узнав о «Кине-Экзакте», украинцы захотели ставить её на производство в Киеве, вместо «ФЭДа». В Германии этим вопросом по прямому указанию руководителя СНК УССР занимался Иосиф Титович Табулевич — тогда нарком коммунального хозяйства Украины.
Снова известная личность. Советский хозяйственный деятель, он до войны быстро поднимался по карьерной лестнице как хозяйственник. С 1939 года — заместитель народного комиссара коммунального хозяйства Украины, затем через год — начальник управления трудовых резервов республики. За хорошо организованную эвакуацию промышленных предприятий был награждён орденом «Трудового Красного Знамени». После освобождения Украины стал наркомом. Но в 1948 году был снят с должности за злоупотребления собственных подчинённых при вывозе ценностей из Германии. Следствие не обнаружило в деле личной корысти Табулевича, но его карьера как государственного деятеля на этом закончилась. В 1952–1969 годах он работал заместителем директора по общим вопросам и капитальному строительству «Лаборатории «В» — будущего Физико-энергетического института имени А. И. Лейпунского. Один из первых и ведущих строителей и хозяйственных деятелей Обнинска, получивший даже неофициальное прозвище «Отец города». Почётный гражданин города Обнинска.
В конце марта 1946 года ему с помощью Николая Николаевича Беляева (начальника специального проектно-конструкторского бюро красногорского завода по аэрофотоаппаратам, работавшего в то время в Германии по линии Особого комитета ГКО) удалось-таки «выцарапать» для украинцев из фирмы Ihagee конструкторскую документацию на эту сложнейшую фотокамеру, но кроме чертежей ничего не было... Поэтому-то так и не вышел в Киеве в серию «ещё один аппарат, который был бы последним словом современной фототехники и успешно соревновался по качеству с «Лейцем» и «Контаксом», как это подавалось почти годом раньше в украинской прессе...
«Киев III», малосерийный, Йена, 1949 год
Но тут неожиданно выяснилось, что у Министерства вооружения СССР в Германии есть почти готовая линия по производству как раз тех высококлассных фотокамер, с которыми собирались соревноваться! И тогда руководитель Украины добивается направления «Контаксов» («Contax II» и «Contax III») не в Казань, а в Киев. Министр вооружений Д. Ф. Устинов сопротивляется, но всё тщетно. Окончательное распоряжение о новом месте производства приходит в Йену 28 ноября 1946 года. «Волгу» требовалось переименовать, соответственно, в «Киев». Так, по прихоти одного стороннего, казалось бы, человека, казанское оптическое предприятие осталось вообще без малоформатных фотокамер и поменяло свою специализацию...
Вдобавок, Министерство вынуждено было искать другое подведомственное предприятие, где можно было бы развернуть производство малоформатных дальномерных камер, когда-то выпускавшихся в Харькове, и ставшими «бесхозными» после отказа в их производстве на киевском «Арсенале».
Выбор падает на Красногорск, тем более, что он уже был определён головным по выпуску фотообъективов... Поэтому-то в ноябре 1947 года в заводских документах и появляются планы производства фотоаппарата типа «ФЭД-Лейка».
Кстати, «главный фотолюбитель» из украинского руководства на этом не успокоился... Он вспомнил о «ФЭДе»... И его, параллельный красногорскому, выпуск был навязан-таки Министерству авиационной промышленности как гражданская продукция для реэвакуированного харьковского завода, потерявшего за годы войны и всю документацию, всё специализированное оптическое оборудование и специалистов-оптиков 3).
Вернёмся в Красногорск...
«Коллектив нашего завода освоил фотоаппарат «ФЭД». Многие усиленно поработали для этого, внесли свою долю в общее дело. Есть тут и вклад конструктора тов. Гаврилова.
Николаю Александровичу было поручено отработать чертежи фотоаппарата «ФЭД» для запуска в серийное производство. В очень короткий промежуток времени тов. Гаврилов справился с поставленной перед ним задачей. Чертежи основного производства на «ФЭД» были отработаны точно в срок, по плану.» — это из заметки в заводской газете «Советский Патриот» от 20 июля 1948 года. Вот таким образом фотокамера, на базе которой через несколько лет был создан «ЗЕНИТ», наконец-таки оказалась на Красногорском заводе...
В Германии ещё до войны фирмой Zeiss Ikon предпринимались попытки создать однообъективный зеркальный фотоаппарат с пентапризменным, прямым, видоискателем. Напомним, что выпускавшаяся в Дрездене фирмой Ihagee популярная «Kine Exakta» была с шахтным визиром (фотограф при съёмке смотрит вниз)...
«Contax-S», серийный, Дрезден, 1949 год
Появившаяся после войны камера «Contax-S» (S — от «Spiegel» — зеркало) была создана практически с нуля. Проект этого передового фотоаппарата, впервые представленный публике в сентябре 1946 года, помимо фокального затвора с горизонтальным ходом шторок и видоискателя с пентапризмой, перед началом выпуска уже имел резьбовое крепление объектива M42×1 и рабочий отрезок в 45,5 мм, — то, что «ЗЕНИТы» получили только через двадцать лет... Главным конструктором проекта был Вильгельм Винзенбург (Wilhelm Winzenburg).
А куратором работ, которые велись в Дрездене, с советской стороны был Иван Афанасьевич Турыгин.
Он окончил Ленинградский техникум точной механики и оптики в 1927 году. Работал конструктором на заводе ГОМЗ имени ОГПУ в Ленинграде, где рассчитал: анастигмат «Ортагоз» для первого серийного отечественного фотоаппарата «Фотокор», оптический перископ для подводной лодки, перископ переменной длины для наземных войск, стереодальномер с переменным увеличением для зенитной артиллерии. Доцент Ленинградского института точной механики и оптики с 1931 года, преподавал также в Военно-Морской академии. В 1937 году был переведен в Красногорск, на завод № 69, во время войны эвакуированный в Новосибирск. В 1938 году И. А. Турыгин организовал и возглавил кафедру «Оптико-механические приборы» в Московском механико-машиностроительном институте. В том же вузе — МВТУ им. Н. Э. Баумана — после возвращения из Германии заведовал кафедрой «Теория оптических приборов» и одновременно работал уже на КМЗ на различных руководящих должностях. На момент создания «ЗЕНИТа» он был главным инженером — заместителем директора завода.
Впрочем, предложенное изначально название «ЗЕНИТ», а это — одно из кодовых наименований, относящихся к Министерству, было не единственным вариантом. В 1950 году аппарат одно время планировали назвать «Сменой». В 1961 году марку «Зенит» почти заменили на
«Кристалл», но через два года вернули обратно. Причины переименований были явно серьёзны, но ничего более не известно.
Неизвестны и авторы первого «ЗЕНИТа»... Есть только предположение, что автором идеи переделки «Зоркого» в «ЗЕНИТ» (и его оптической схемы) был именно И. А. Турыгин, курировавший в Германии создание зеркального «Контакса» — логично, что он хотел перенести полученный опыт. А ведущим конструктором камеры — Г. М. Дорский. Именно он создавал последующие модификации аппарата.
Вот и вся предыстория создания первого отечественного (и четвёртого в мире) зеркального фотоаппарата с пентапризменной системой визирования...
Да, и последнее: мы же не назвали фамилию того самого украинского высокопоставленного «фотолюбителя», который, как хотел, в свойственном ему волюнтаристическом стиле, «выкручивал руки» не только союзным наркоматам-министерствам...
Его звали: Микита Сергійович Хрущов. Тоже довольно известная личность...
Дмитрий Копп
Фото фотоаппарата «ЗЕНИТ»: WestLicht Photographica Auction
Фото фотоаппарата «ФЭД-Зоркий»: WestLicht Photographica Auction
Фото фотоаппарата «Kine Exakta»: The Exakta Circle
Фото фотоаппарата «Киев III»: Marc Rochkind
Фото фотоаппарата «Contax S»: WestLicht Photographica Auction
Примечания:
Статья в сокращённом варианте была опубликована в заводской газете КМЗ «Патриот» от 26.02.2016 г.
1) — До выделения оптического производства завода № 296 НКАП в ведение наркомата вооружения, был ещё один эпизод: невыполненное по факту решение о переподчинении НКВ всего завода по Постановлению ГКО № 2140 от 04.08.1942 г.
2) — Интересующихся отсылаем к материалам X съезда РКП(б) по вопросу «великодержавного шовинизма». Тема принципов и, главное, последствий «ленинской национальной политики», которые проявляются до сих пор, выходит за рамки данного повествования...
3) — Попытка выпуска фотоаппаратов была предпринята ещё в Бердске: «В августе 1945 года было закончено восстановление чертежей, а в феврале 1946 года были собраны первые камеры, а для их серийного выпуска был организован специальный цех № 23» (И. Иванов: История харьковского завода ФЭД).
Ссылки по теме:
Архивы: Линия первых ЗЕНИТов
Документы ГКО, относящиеся к оптической промышленности
Письмо Хрущёва Н.С. о передаче производства фотоаппаратов ФЭД в Киев
Заметки из заводской газеты 1948 года, посвящённые выпуску первых фотоаппаратов ФЭД
Архивы: Линия «Кристалл»
|