Не увлекайтесь «Лейкой»!
С. Евгенов
Чему отдать предпочтение — стеклу 1) или «Лейке» 2)?
Статья из журнала Советское фото за 1934 год.
В споре о «Лейке» в разной мере неправы те, кто считает «Лейку» лучшим вооружением фоторепортёра, и те, кто её целиком отрицают и ставят вопрос об отказе от «Лейки».
Наиболее правильным мы считаем такое решение вопроса:
«Лейка» абсолютно незаменима для съёмок в далёких и продолжительных экскурсиях или экспедициях, в арктическом походе и т. п., — «Лейка» незаменима там, где снаряжение фотосъёмщика, его аппаратура, съёмочный материал должны занять минимальное место и иметь минимальный вес.
«Лейка» незаменима и во всех тех случаях, когда фотосъёмочное вооружение должно быть пущено в ход с максимальной быстротой. Такие случаи бывают и не в далёких экспедициях, а, скажем, при каких-либо встречах на вокзале, когда фоторепортёру приходится двигаться в толпе, когда он быстро должен менять точку съёмки, снимать с поднятых рук и т. п.
Наконец, «Лейкой» и только «Лейкой» приходится пользоваться тогда, когда самым чувствительным негативным материалом, которым располагает фоторепортер для данной съёмки, является леечный негативный матриал, леечная плёнка.
Недостатки «Лейки»: она, как правило, даже в руках самых опытных мастеров не даст глубины, скрадывает объём, почти полностью убивает тонкие световые нюансы. Превосходные в композиционом отношении кадры таких мастеров «Лейки», как Игнатович и Лангман, являются как правило крупноплановыми плоскостными кадрами, — выразительность композиции достигается у них исключительно художественным расположением плоскостей, фактуры в снимках почти нет, свет и тени даются широкими плоскостями. Сочнее и мягче в световых отношениях сделаны лучшие леечные работы Штеренберга, Кудоярова, Маркова-Гринберга.
Ещё один общий недостаток: работа на «Лейке» «подрывает творческую дисциплину», если так можно выразиться, развращает увлекающегося фотоработника. «Лейка» предоставляет возможность в короткий срок сделать огромное число снимков. Недисциплинированный, увлекающийся съёмщик, пользуясь этим качеством «Лейки», перестаёт продумывать композиции отдельных кадров, перестаёт владеть собою, начинает щёлкать на «авось», наугад, — «нащёлкаю много, авось, что-нибудь хорошее потом подберу». Случайно хорошее редко получается, и работающий таким образом фоторепортёр не только останавливается в росте, но и легко катится назад.
Особые недостатки «Лейки» в условиях союзфотовской работы: увеличение с «Лейки» гораздо сложнее увеличения со стекла. Конечно, крупные мастера со своих превосходно сделанных в техническом отношении леечных негативов могут «вытянуть» довольно приличный отпечаток 50×60 3) и даже больше, но при массовой печати, при наличии средней квалификации кадров печатников (как это имеет место на фабрике фотопечати Союзфото) увеличение 24×30, 30×40 даётся с трудом.
Материал принимается редакцией Союзфото в негативах. Отбор леечных негативов, определение их качеств значительно более сложен по сравнению с отбором и определением качеств негатива на стекле или крупной плёнке. Опытнейшие редакторы при выборе леечных негативов допускают грубые ошибки, тиражируют вещи, которые потом приходится полностью браковать. Пересылка и хранение леечного негатива как будто проще — леечный негатив не бьётся. Но он изнашивается, царапается, «залапывается» и приходит, в конечном счёте, в полную негодность раньше негатива на стекле.
Из сказанного о «Лейке», по-моему, ясны недостатки и достоинства фотоаппаратуры со стеклом и крупной плёнкой. Не случайно, что за границей «Лейка» так и не привилась как репортёрский фотоаппарат, там фоторепортёры предпочитают камеры больших размеров, до 13×18, там «Лейка» остаётся любительской камерой. Мы стараемся поставить советского фоторепортера в лучшие условия работы, чем условия работы буржуазного фоторепортёра и в связи с этим, наряду с клапп-камерой 4) и другой аппаратурой, допускаем «Лейку», даже рекомендуем её в некоторых перечисленных выше случаях, но с оговоркой: бери «Лейку» только тогда, когда не можешь взять другого фотоаппарата, когда некуда его девать, нет возможности тащить с собой запас пластинок, когда ты не будешь располагать временем для развёртывания обычной камеры.
Однако помни: что бы ты ни снимал (если вообще ты умеешь снимать), у тебя на стекле выйдет лучше, чем на «Лейке». И Памир, и знойную Какакумскую пустыню, и Красную площадь, залитую массами, освещаемую мягкими лучами солнца, только что пробившегося сквозь облака, ты сможешь шире, объёмнее, выразительнее, сочнее показать при съёмке на стекле или крупной плёнке, и в редакции безошибочнее из сделанного тобою материала отберут лучший материал.
Исходя из этих положений, редакция Союзфото со второй половины 1933 г. вооружает своих лучших фоторепортёров «Лейкой» и тропическим Неттелем 5), старается по возможности регулировать пользование «Лейкой», решительно борется с «установкой» некоторых фоторепортёров — «работать только на «Лейке».
Ещё несколько доводов против «Лейки»: опыт показал, что не следует начинать учиться фотосъёмке на «Лейке», не следует «переходить на «Лейку», ещё не овладев в совершенстве фотосъёмкой на универсалке 6) и клапп-камере. Фоторепортёры, рано перешедшие на «Лейку», как правило, медленнее растут и не используют всех возможностей «Лейки».
Мода на «Лейку» прошла. Изживается мнение, ещё недавно распространённое среди московских фоторепортёров (не говоря уж о периферии), что первоклассным фоторепортёром является только тот, который работает на «Лейке».
Повторяем, это не значит: «Лейка» не нужна, долой «Лейку», — это означает: не увлекайтесь «Лейкой», помните о её больших недостатках, об огромных трудностях овладения всеми её достоинствами, в совершенстве овладевайте универсалкой и клапп-камерой.
Примечания:
Источник: журнал «Советское фото» № 1, 1934 г.
1) — «Стеклу» — здесь: стеклянным фотопластинкам и соответствующей крупноформатной фототехнике.
2) — Под «Лейкой» в данной статье не следует понимать исключительно продукцию фирмы Leitz (ныне: Leica Camera AG). Имеется в виду вообще малоформатная плёночная фототехника, которая на тот момент была фактически представлена только моделями «Леек».
3) — Все размеры в статье даны в сантиметрах.
4) — Клапп-камера — тип небольшого складывающегося фотоаппарата без откидной доски, передняя объективная часть камеры соединяется с корпусом при помощи распорок, мех — одинарного растяжения. Затвор может быть как щелевым (фокальным), так и центральным (апертурным). Отечественные примеры: «Репортёр», «Турист».
5) — Под «тропическим Неттелем» имеется в виду складные (с «ножницами») ящичные фотоаппараты тропического исполнения — «Nettel Tropen» производства Contessa-Nettel Camerawerk — подразделения фирмы Carl Zeiss.
6) — «Универсалка» — жаргонное название «универсальной складной фотокамеры». В отличие от клапп-камер, у данного вида фотокамер присутствует откидная доска; мех, как правило, двойного или тройного растяжения, пирамидальный; затвор — центральный (апертурный). Примеры подобных фотоаппаратов отечественного производства: «Фотокор-1», АРФО.
Ссылки по теме:
Карел Чапек: «Человек и фотоаппарат»
|