Из воспоминаний А.А. Леонова
Из воспоминаний А.А. Леонова о первом 1) выходе в открытый космос 18 марта 1965 года:
...
Единственное, что я не сделал на выходе, — не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «АЯКС», способная снимать через пуговицу. Её нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться 2). А вот киносъёмку я сделал (3 минуты камерой С-97 4)), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм 5).
...
|
Момент выхода в открытый космос 3).
Виден фотоаппарат в защитном чехле, прикреплённый на груди скафандра космонавта со стороны правой руки.
|
Примечания:
Источник:
Афанасьев И.Б., Батурин Ю.М., Белозёрский А.Г. и др.: «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди.» — «РТСофт», М., 2005 г.
1) — Следующий выход был осуществлён американским астронавтом Эдвардом Уайтом (Edward H. White) 3 июня 1965 года во время четырёхдневного полёта на двухместном космическом корабле «Джемини-4» (Gemini-4).
2) — Космонавт не смог дотянуться до рукоятки спуска вероятно не только по причине раздувания скафандра, а более из-за того, что накладной карман-чехол с рукояткой, располагавшийся спереди на бедре, вывернуло назад где-то при проходе космонавта через шлюзовую камеру.
3) — Восстановленное изображение, полученное кинокамерой С-97, установленной на обрезе шлюза.
4) — Специальная 16-мм кинокамера С-97 также, как и фотоаппарат АЯКС-12, серийно выпускалась и на КМЗ (заводской фотоаппарат носил название «Ф-21»). Однако, какая именно аппаратура использовалась в полёте — красногорского производства или (на тот момент) подразделения №11 Пятого Спецотдела КГБ при СМ СССР — неизвестно.
5) — «В скафандре над планетой» — документальный фильм. ЦСДФ, реж. М. Славинская, 1965 г.; РГАКФД, арх. № 20006.
Ссылки по теме:
«Зенит» на ладони — статья из заводской газеты, июль 1993 года
|